''Различные хореографические образы и приёмы зачастую дают возможность познакомиться с национальными особенностями конкретной группы людей и выступают их своеобразной визитной карточкой''
Значим и факт того, что русский народный танец является прародителем всех направлений отечественного танцевального искусства, которое формировалось в течение многих лет на его основе. Вопреки непостоянной, быстро меняющейся моде, смене ориентиров, ценностей и идеалов, народный вид искусства практически не видоизменялся и, безусловно, нельзя представить его исчезновение из русской культуры, ведь этот вид творчества – не просто эстетическая составляющая, а целая история народа. Как через литературу, музыку, былины, сказания, мы можем восстановить для себя картину прошлого наших предков, так же мы можем сделать это и через танец, который на самом деле несёт в себе гораздо больше информационной составляющей, чем может показаться на первый взгляд. Так, например, различные хореографические образы и приёмы зачастую дают возможность познакомиться с национальными особенностями конкретной группы людей и выступают их своеобразной визитной карточкой. Определенный стиль, сложившийся уже давно и формировавшийся на протяжении многих столетий, помогает без труда узнать отечественную хореографическую школу из множества других.
Яркость и красочность, заключённая в сущность танца, позволяет отразить эмоциональное, художественное и характерное представление о многовековой истории. В нём воплощается творческая фантазия людей, глубина их мыслей и чувств. Танцевальная постановка – жанр не менее простой, чем пьеса. Подобно литературным образцам, этот вид искусства имеет драматургическую завязку, сюжет, художественные образы, которые рождаются с помощью пластических движений и задуманных рисунков. При этом исполнительский образ воспринимается посредством создаваемых ассоциаций.
Танцевальная лексика
Содержание танцевальной лексики плотно связано с характером и ритмом мелодии. Она является самым ярко выраженным средством в танцевальном номере. Ее составляющие инструменты: пластические жесты, мимика, мизансцены, движения рук и ног, головы и корпуса. Русский народный танец отражает лексику в концентрированной форме и прямой совокупности с национальным колоритом. Она помогает определить, к какому месту жительства относится постановка.
Русский народный танец объединяет в себе четыре вида танцевальной лексики:
Образная
С ее помощью создается эмоционально-подражательная ассоциация с предложенным образом. Например: ель, заяц, олень, птица и так далее.
Естественная
Само действие подсказывает развивающуюся в танце пластику.
Традиционная
Техника, наработанная за долгое время и находящаяся в постоянном процессе развития. Современные постановочные работы стилизованных танцев отличаются от старинных своей выразительностью, техникой исполнения и многообразием танцевальных движений.
Интонационная
Это пример ярко выраженного сочетания характера эмоционального состояния с ритмом произведения. К примеру, одинаковое движение, которое исполняется в различных ритмах, отражает абсолютно разное настроение исполнителя: быстрый темп выражает радость, медленный – подчеркивает нотку грусти и мечтательности.
Часть 2
Классификация русского народного танца
Камаринская и барыня, казачок и кадриль, хоровод и танец с медведем. Ни одна ярмарка или любое другое массовое событие не обходилось без традиционных плясок, основные признаки которых – широта движений и молодецкая удаль, удивительным образом сочетающиеся с поэтичностью и чувством собственного достоинства. Называли танцы по мелодии, количеству танцоров или картине движений. Пляски бывали лирическими или боевыми. Для каждого случая своя. Танцы требовали энергичности и физической силы от мужчин, от женщин – плавности движений, некоторой величавости и грациозности. Именно поэтому русский народный танец, список которого периодически пополнялся новыми элементами и отличительными признаками – это своеобразная ода отечеству. Что также связано со сказаниями и песнями о героях Родины, царях и славных победах – элементы, которыми сопровождались выступления, придавая их развлекательному оттенку патриотичные черты.
Не жалей каблука, валяй трепака!
Бей трепака, не жалей каблука!

(Русская народная пословица)
♪ хоровод;
Этому особому и уникальному виду русской национальной хореографии тяжело присвоить какую-то конкретную дату появления, так как глубина его проникновения в истоки Древней Руси поистине завораживает. Можно с уверенностью сказать, что еще древние славянские племена водили хороводы, по-своему празднуя тот или иной праздник. Разумеется, название русского народного танца подобного рода напрямую отображает его основную особенность – «водить хором». Как правило, такие пляски всегда были приурочены к какому-то торжественному событию (встреча весны, народное гулянье в честь хорошего урожая и т.п.). Жители всегда готовились заранее, созывали гостей из других городов и деревень, пекли караваи и красили яйца. Существует также распределение русских хороводов и по временам года. Самые веселые поры – весна, лето и осень, и именно в эти периоды жители плясали больше всего, отдавая дань силам природы и отмечая каждый прожитый день с радостью и любовью.





♪ трепак;
В большинстве своём трепак считается исконно мужским танцем. Его характерной особенностью является то, что исполнители пляшут не поочерёдно, а одновременно, подстраиваясь друг под друга. Каждый из исполнителей использует свои ритмические рисунки, в результате чего возникает эффектное сочетание нескольких плясовых ритмов. Пляска «Трепак» обычно сопровождается частушками.

♪ русская пляска;
Вид русского народного танца, который отличается всё более разнообразными движениями в разных тактах. Русская пляска носит импровизационный характер. В каждом районе пляски отличаются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. В древности это был обрядовый, а сейчас — бытовой танец. Мужская пляска задорная, энергичная; женская — более спокойная, «скромная». Песни и мелодии, под которые исполняются пляски, называют плясовыми.

♪ игровые народные танцы;
Не меньшее внимание следует уделить и этому жанру национальной хореографии, в котором как ни в одном другом выражалась заинтересованность людей явлениями природы и проявлялась творческая наблюдательность, что особенно явно видно в подражании, к примеру, метелице, ветру, иногда – медведю, зайцу и пр. Как становится понятно из названия, такие танцы имеют ярко выраженную игровую часть, где исполнитель не просто танцует, а выступает в качестве одного из представителей флоры или фауны, придавая им некоторые человеческие черты. В этих номерах особенно ярко отображается осмысленное отношение русского человека к окружающей его жизни.

Поэтому все составляющие игровых танцев призваны максимально точно подчеркивать те или иные особенности и повадки животных, что проявляется в дизайне костюмов, музыке, пластике, игре света и тени и актерской работе. А синтез всех этих составляющих позволяет создать уникальный и неповторимый стиль исполнения, столь популярный среди народа.

♪ пляски-импровизации.
Вместе с хороводами широко распространены в народе и так называемые пляски-импровизации, главное отличие которых заключается в том, что принимающие в них участие танцоры не ограничены каким-либо одним определенным типом движений, а каждый свободно может продемонстрировать то, на что способен. Вся их суть сводится к тому, что порой такие выступления являлись неожиданностью не только для зрителей, но и для самого исполнителя. Именно поэтому их и принято ассоциировать с импровизацией. Как правило, юношей и девушек с самых малых лет учили, как исполнять подобные русские народные танцы. Названия этих номеров известны сейчас практически каждому россиянину («Барыня», «Во саду ли», «Валенки» и пр.), что позволяет уверенно говорить о не теряющем популярности таком виде фольклорного искусства. Конечно же, со временем в этих танцах появились новые элементы, они стали более динамичными и сложными, но это лишь в еще большей степени повысило интерес граждан к полюбившимся номерам.
Часть 3
Мне глаз другого истину глаголит...

Танец - услада далеко не только для русских глаз



Пляска привлекает своей близостью к народной истории на подсознательном уровне и, на совершенно очевидном - зрительном, своей грациозностью, изящностью и стройной пестротой не только жителей России. Под роликами с совершенно разными видами танцев встречаются десятки комментариев иностранных пользователей, восхищающихся особенностями русского искусства. И так как их взгляд, в силу различий в культурных особенностях и представлениях о красоте, имеет совершенно другой вектор, он является очень ценным. Самое главное, что мнения иностранцев приводят нас к наилучшему пониманию успешности проводимых постановок. Если нерусский человек усмотрел в танце "российское" и почувствовал, что сам приблизился к пониманию народа и его отличительных черт - значит одна из наиболее значимых задач выступления успешно выполнена.

(комментарии даны в адаптированном переводе)

Они напоминают лебедей, плавающих на озере. Внешне спокойные, эти птицы исступлённо работают лапами под водой. Эти танцоры заставляют нас думать, что это легко.

William E Lanning Jr

Невероятно! Они так твердо стоят на ногах, что кажется, будто они плывут в этом танце! Прекрасная работа! Вот почему русские - великие танцоры!

В детстве балет "БЕРЕЗКА" обычно приезжал в Бразилию каждый год. Мне очень нравились их выступления. И сейчас всё выглядит так, будто у танцоров на ногах - ролики, которыми кто-то дистанционно управляет. Просто фантастика.

Это сказочное зрелище, русский фольклор прекрасен!

Maria dels Angels Colomina Quintana

Я никогда не видел ничего подобного... Где вы научились этому виду магии?

ivo zlatanov

Итак, русский народный танец - достояние, по значимости сопоставимое с литературным и музыкальным. Подобно авторам произведений реализма, которые ставят перед собой задачу изобразить действительность максимально достоверно и правдиво, танцоры в движениях, взаимодействиях, мимике и в выборе костюмов отражают жизненные реалии, изображают нравы, обычаи и традиции народа. Танец - настоящая книга истории, запечатлённая не на пожелтевших страницах, а на паркете сцены.
Александра Выцына
Студентка 1 курса направления подготовки "Журналистика"



2022
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website